Вы просматриваете: Главная > Занимательный час > Антоновка против «трапіканкі»

Антоновка против «трапіканкі»

Антонаўка супраць «трапіканкі»При подъезде к агрогородку Жеребковичи дело – большой старый сад, посаженный здесь еще в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века. Еще и теперь раскидистые яблони плодоносят. А в этом году урожай примечателен: золотой ананас, румяные малиновки и лацкан, ароматная антоновка сгибают к земле замшелые ветви, а под деревьями – яблочные ковры желтого и розового цвета… Странный запах старого сада навевает воспоминания о детстве-юности и вызывает грусть, что все это богатство сегодня никому не нужное. Вскоре здесь начнут пасти общественное стадо, и яблоки будут страўлены животному – это в лучшем случае. Да и сливы, которые выросших вдоль дороги, что пролегла по саду (алыча, чарнасліўкі, венгеркі), пропали или пропадают.

Эта экскурсия и подсказала тему, которая, наверное, волнует многих. Почему мы часто не потребляем свое, щедро падаранае природой, а тратим деньги, чтобы приобрести чужое? Почему часть черники, брусники, вишен, смородины, клюквы, яблок, груш, слив пропадает, а после на полках магазинов нам предлагают “нектары” из заморских наполнителей и значительно реже – березовый сок?

Ответы на эти вопросы попыталась получить, прежде всего, на Ляховичском консервном заводе, который специализируется на производстве плодоовощной продукции. Кстати, как раз в эти дни предприятие объявило о закупке у населения яблок, в первую очередь антоновки. Именно этот сорт консервируется и используется для приготовления соусов, повидла и т. д. В этом году, как рассказал директор завода Леонид Лейчанка, планируется закупить до 800 тонн антоновки – больше не нужно.

В свое время, когда закрывались однотипные предприятия, Ляховичский консервный сумел удержаться на плаву. Завод рэканструяваўся, проводилась модернизация, был построен и новый консервный цех. Сегодня здесь выпускается 20 миллионов условных банок консервов в год.

– Все зависит от спроса на продукцию, другими словами, рынок диктует нам объемы производства, – рассказывает директор. – В 2012 году, когда продукция нашего предприятия была особенно востребована в России, мы организовали работу в три смены, работали практически без выходных, поставили потребителям 32 миллиона условных банок консервов. Понятно, что и сырья нужна было много: закупали фрукты и овощи, где только могли. К сожалению, ситуация меняется. Сегодня рынок перенасыщен однотипной продукцией различных производителей, в том числе импортной.

По словам директора, из-за уменьшения спроса, а значит и объемов производства, консервные цеха работают без особой нагрузки. Но ритмично. В зависимости от ассортимента задействовано и оборудование. Например, модернизированный цех работает тогда, когда на потоке 10 видов томатного соуса, консервы с фасолью, яблочное повидло, различные салаты. Остальные консервы – около восьми десятков наименований – выпускаются в старом цехе.

– Загружать “под завязку” оба цеха нет смысла, работать на склад – не наш метод, – объясняет Леонид Лейчанка.

Сегодня предприятие выручаюць стабильные отгрузки продукции в Вооруженные Силы, учреждения здравоохранения, образования и др., куда поставляется до 70 процентов приготовленных консервов. Уже особо не помогает конкурентоспособности продукции, снижение ее себестоимости, которое было возможным благодаря заводской подсобном хозяйстве. Пока консервный работает с прибылью, рентабельность производства – около 5 процентов. Но тенденция настораживает.

Неужели предприятие, которое выдержала жесткий отбор во время становления рыночных отношений, сегодня-завтра может сдать свои позиции? Упаўне реально, если бездействовать. Возможно, спасет новый ассортимент продукции, дальнейшая модернизация, которая, разумеется, потребует финансовых затрат. Их источником могли бы стать некоторые мероприятия по экономии и бережливости. Например, зачем закупать в дальнем зарубежье те дорогие концентраты экзотических фруктов, когда можно делать соки из своих яблок, ягод, овощей – сырье довольно дешевая. Да и кто сказал, что тот нектар “Трапіканка” или ананасовый сок более вкусный и полезный, чем со своего, белорусского ананаснага яблока или черники-клубники, моркови, тыквы, которые также можно купажыраваць? А томатный сок производства Ляховичского консервного вы покупали? Не радуйтесь, что пили свежавітамінны напітак из солнечных помидоров, выращенных в своих широтах: он приготовлен из таматнай пасты иностранного производства.

Нельзя не остановиться и на расфасовке продукции. Здесь по-прежнему используют поллитровые и трехлитровые банки, закатанные жестяной крышкой. Правда, стали более “радостными” этикетки, но это проблему не решает. Для сегодняшнего покупателя внешний вид товара имеет значение, тем более, что есть с чем сравнить. Если стеклянная тара, то самых разных объемов и видов крышек. Если тэтрапакі, то также красивые и удобные в использовании.

Что касается ассортимента, разумеется, он должен быть разнообразным: кому-то по нраву яблочный сок из отечественного сырья, а кому-то по вкусу и разведенный апельсиновый концентрат. Пусть будет все, что душа пожелает. Но…

В Падлессі очень пожилые хозяин и хозяйка угощали яблоками, грушами, сливами и показывали-рассказывали, сколько добра пропадает. Сад, действительно, словно райский: плодами засыпана земля, а ветви еще ломятся от щедрого урожая.

– Сами не можем собрать и сдать: бывает, приезжают заготовители из Барановичей, Клецка, – говорит бабушка. – А нанимать людей – какая польза, да и никто не хочет, ведь у всех в этом году сады полные. Нашлись бы люди – даром отдали бы, чтобы только добро не пропадало.

А сколько таких садов …

Алина ЛАПІЧ.

Обсуждение закрыто.