Вы просматриваете: Главная > Занимательный час > Из биографии земляка

Из биографии земляка

З біяграфіі землякаМихаил Николаевич Пташук родился 28 января 1943 года в деревне Федюки Ляховичского района. Белорусский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1982). Окончил режиссерский факультет Московского театрального училища имени Щукина (1967), Высшие курсы сценаристов и режиссеров (1973). Работал в театрах Москвы, Крыма, на киностудии «Беларусьфильм». Буквально за день до гибели Пташук вернулся из Америки, где работал два месяца. Вернулся акрыленым и счастливым. Перед отъездом ему сказали: «Пташук, ты будешь работать в Голливуде. Скорее возвращайся!».

…28 апреля 2002 года в Москве автомобиль, в котором ехал Михаил Николаевич, попал в аварию. Даты рождения и смерти совпали — 28-й день луны.

“Лесные качели” (1975), “Время выбрало нас” — 5 серий (1978), “Возьму твою боль” (1980), “Черный замок Ольшанский” — 2 серии (1984), “Знак беды” (1986), “Наш бронепоезд” — 2 серии (1988), “Кооператив “Политбюро” (1992), “Игра воображения” (1995), “Макбет” (1995), “В августе 44-го…” (2000), “Песня Розы” (2001)… Эти художественные ленты у всех на слуху. От момента выхода на большой экран им был предначертан успех, а режиссеру — другу на все указанные шедевры — приверженность зрителей и самая высокая оценка жюри самых престижных кино-фестивалей. И все это есть творчество, талант, величайшая работа и профессионализм Михаила Пташука. Всемирно известный режиссер, он наш, ляховичский. Лауреатом каких только премий ни стал: премии Ле-нінскага комсомола, Государственной премии БССР, брал гран-при “Статуя свободы”, международных кинофестивалей в Стокгольме и “Золотой Витязь”, приз “Золотой Галилей” на МКФ в Карловых Варах, “Панорама” в Берлине, “Хрустальный аист” за лучшую режиссуру на национальном кинофестивале в Бресте, приз международного кинофестиваля “Кинотавр” в Сочи и другие, другие, другие. Все просто невозможно перечислить, потому что не только режиссура пташукоўскіх фильмов, но мастерство артистов, занятых в них, отмечено самыми престижными премиями и призами.

С его именем связана целая эпоха в белорусском кино. Михаил Пташук экранизировал произведения Василя Быкова, Владимира Короткевича, Ивана Шамякина. Его щемящая любовь к Родине воплотилась в дело жизни. Белорусских писателей режиссер-белорус почувствовал и умом, и сердцем. Если увидите в телевизионной программе анонс его фильма, подарите себе встречу с настоящим искусством и с нашим прославленным земляком, который, хотя и за кадром, все же — в каждом кадре.

В десятку лучших режиссеров Европы Михаил Пташук вошел после “Знака беды”. А “В августе 44-го…” стал одним из лучших кінатвораў на военно-патриотическую тематику. “Я вырос среди слез. Мне и сегодня кажется, что глаза мои видели только слезы, а уши слышали только плач. Я видел и слышал их в каждом доме: плакали бабы, которые остались вдовами после войны, плакали дети, которые стали сиротами, плакали родители, которые потеряли детей.

В Федзюках не было дома без сирот. Таким домом был и наш, который стоял в центре деревни, лицом к Полесья, где за Шчараю-рекой начиналась вечная пучина…” — этими словами начал свою исповедь. Она под названием “И плач, и слезы…” вошла в отличное издание “Михаил Пташук”, которое выпущено в Минске в издательстве “Художественная литература” в 2004 году. Эти слова в определенной мере объясняют, откуда у Михаила Пташука такое трепетное отношение и такое тонкое видение темы Великой Отечественной. Тот, кто прочитал исповедь кинорежиссера, увидеть и величайшую нежность Пташука-сына, Пташука-мужа, Пташука-родители. Наверное, такие люди, кого Бог памеціў, наделил талантом, все делают не в напаўнакалу, а на тысячу ватт…

И не так важно, какой бездне самых высоких оценок удостоен и режиссер, и фильм, сколько это пташукоўскае видение самой истории в лицах конкретных судеб.

Кстати, его дебютом в кино стал фильм “про Витю, Про Машу и морскую пехоту”, который также отмечен гран-при Всесоюзного кинофестиваля молодых кинематографистов. Удачным дебютом был словно запрограммирован удачное продолжение.

А потом случилось непоправимое… И последние 9 лет о Пташука говорим в прошедшем времени. Но он, который так любил жизнь,З біяграфіі землякакоторый столько еще имел сказать лю-дзям, продолжает свой монолог снятыми им фильмами. А на родине, на Ляхавіччыне, его именем названа улица райцентра и в прошлом году на ней, а также на домике в Фе-дзюках, где родился и жил Михаил до окончания школы, установлены мемориальные таблички. До сих пор невозможно объединить два противоположных полюса: жизнелюб Пташук и вот эти, пусть почетные, но мемориальные атрибуты.

…Конец октября 1994 года. Конец рабочего дня. Пятница. В кабинете редакции открывается дверь и входит высокий, дородный, с рыжаватай шевелюрой мужчина в кожаной куртке. В руках он держит бумажный пакет, полный розово-шчокіх яблок. Говорит, что земляк, что родом из Федзюкоў, и не успевает назвать себя, потому что это уже не нужно: Михаила Пташука не узнать невозможно! А потом был незабываемый вечер, и мы с коллегой, затаив дыхание, слушали непревзойденного собеседника. И не потому, что звучали недостижимые фамилии и названия: Шукшин, Гостюхин, международный кинофестиваль, “Золотой витязь”, “Ника”, гран-при, а потому, что он излучал жизнь, свет и искренность. И рассказывал, рассказывал, рассказывал. Про деревню, про детство, про любимую маму, про то, как впервые увидел кино, как “заболел” им. Названием интервью с Михаилом Пташуком, которое появилось в “Ляховичским вестнике” после этой встречи, стали его слова: “Мы учились всю жизнь, но ничего не знаем о себе. Мы обязаны знать свою историю”. Давайте прагартаем эту публикацию. Сначала режиссер говорил о фильме “Кооператив “Политбюро”.

— Этот фильм я снял два года назад. Думаю, что название ленты говорит само за себя. Сценарий написал известный зрителям по фильму “Романс о влюбленных” Евгений Григорьев. Белорусские любители кино еще не имели возможности познакомиться с “Кооперативом “Политбюро”. Я же готов привезти его на родину, на Ляхавіччыну, и арго-нізаваць здесь просмотр. Тем более, что для меня очень важна оценка моих земляков, их мнение о фильме.

— Это очень приятно, особенно, если учесть самые престижные награды, полученные вами. Взять хотя бы “Знак беды”…

— В 1987 году за “Знак беды” получил Оскара Би-Би-Си, а потом “Нику” (ее тогда присваивали впервые) и 5 гран-при на международных кинофестивалях. Не хочу быть банальным, но все же нисколько не менее важная для меня оценка моих зрителей. Это же с ними я веду беседу, только не совсем привычном и не всем подвластной языком — языком кино.

— Кстати, интересно узнать, как вы изучали этот язык, как, вообще, попали в кино, кто ваш учитель?

— О, это старая-старая история, и начинается она в детстве. Когда в мою родную деревню “привозили” кино, я первым мчался за белым полотном экрана, за что разрешалось смотреть фильм бесплатно. Это были самые счастливые мгновения. Потом к нам приехал театр, и я смотрел спектакль. А после, помню, как будто это было вчера, подошел к актерам и сказал, что те не так играют. Режиссер театра согласился и заметил: быть тебе режиссером. Маленький деревенский мальчишка и сам еще не знал, что сделал первый шаг к своему будущему. Потом я даже играл в Барановичском народном театре. Но это все было прелюдией.

Я поступил в ВГИК, поступил сразу после школы. Конкурс там всегда был устрашающий, но мне повезло. Никакой поддержки “снаружи” у деревенского белорусского парня не было.

Судьба подарила мне встречу с замечательным человеком, актером, режиссером и педагогом Василием Шукшыным. У него я проходил практику, и свою дипломную работу снимал по сценарию Василия Макаровича. Назывался сценарий “Шлагбаум”, а фильм я назвал “На обочине”. Он про маленького мальчишку, который гнал через переезд корову, и там, у переезда, встретился с горожанами, что на своей блестящей легковушке остановились, чтобы пропустить поезд. Два противоположных недоумении, два мировоззрения, две различные жизни в маленьком эпизоде встречи.

Шукшин не раз говорил мне: “Если мы с тобой не расскажем про деревню, то кто без нас это сделает?” И я всегда помню эти слова.

Мы учились всю жизнь, но ничего не знаем о себе. Мы обязаны знать свою историю.

— Михаил, скажите несколько слов в адрес наших читателей — ваших же земляков.

— С этой целью и пришел в редакцию. Я получаю с Ляхавіччыны множество писем. Мне пишут люди с разной поводу, но всегда искренне и доброжелательно. Ваши добрые слова, ваши поздравления, ваша высокая оценка моего творчества для меня очень дорогие. Их не заменят никакие награды и призы. Я не имею возможности ответить на каждое письмо лично, поэтому через газету выражаю своим корреспондентом самую искреннюю благодарность и привязанность за внимание и любовь. Радости вам, света, надежды на лучшее желаю от чистого сердца, дорогие мои земляки.

Эти строки были напечатаны в районке 25 октября 1994 года. Потом, через год Михаил Пташук снова приезжал в Ляховичи — на творческую встречу с земляками. И снова мы говорили “за жизнь”, и как же была видно его щемящая любовь к гнезду, из которого отправился в полет, его неординарность и одновременно невероятная искренность.

…Глянула на календарь: 17 декабря мы отмечаем День белорусского кино. А кино лично для меня давно ассоциируется с Пташуком. Время выбрало его, нашего Михаила Николаевича, который однажды и навсегда решил: режиссура. Тот маленький мальчик с Фе-дюков, чья жизнь было моментом истины, про ”звезды” знал все. Потому что сам он — звезда.

Ольга БОРОДИНА

Обсуждение закрыто.