Тепло с модернизацией
Уже 43 года Тухавічы называют поселком торфабрыкетчыкаў – с тех пор, как введен в действие торфобрикетный завод “Ляховичский”. Предприятие обеспечивало местным топливом сначала свой регион, после вышла на республиканский уровень. Сегодня тухавіцкае тепло распространилась на страны ближнего и дальнего зарубежья. Торфабрыкетчыкі стремиться строить жизнь соответственно времени, им в подмогу – новая техника и современные технологии. А завод по-прежнему выпускает брикет, только география поставок значительно расширилась.
Владимир Гунько на этом предприятии прошел путь от старшего диспетчера (был начальником цеха, заместителем директора) до директора. Накануне профессионального праздника он ответил на вопросы карэспадэнта “ЛВ”.
– Владимир Павлович, пятое десятилетие предприятие добывает торф – сырье для своего производства. Насколько еще хватит зависел, чтобы обеспечить деятельность завода?
– За годы своего существования наш торфобрикетный добыло 13 миллионов тонн торфа и выпустил более 5,5 миллиона тонн брикетов. Это много. Если вспомнить время становления предприятия, то техническое обеспечение и сегодняшнее, то это две эпохи. Например, в этом году за сезон (с мая по август) мы заготовили 120 тысяч тонн торфа – с учетом прошлогодних остатков, обеспечили себя работой на целый год.
Что примечательно, мы бережно относимся к природе. После сезона добычи проводим ремонт полей. Часть выработанных выбракоўваем и осуществляем мероприятия по их заболачиванию, чтобы в конце концов они приобрели свое первоначальное состояние. Так же тщательно готовимся к следующему сезону добычи. На ближайшие полтора десятка лет местного сырья хватит для загрузки производства, а дальше свое слово скажут геологи и геодезисты.
– Хотя предприятие имеет уже “преклонный” возраст, но обойтись без новых современных технологий невозможно. Какой эффект приносит модернизация, что нового появилось на заводе сегодня?
– Мы стараемся, как говорят, быть в тренде: каждый год внедряем в производство что-то новое и передовое, что способствует эффективности производства, снижению затрат на выпуск продукции. Кстати, в определенной степени рынок диктует направления развития предприятия. Недавно мы заключили договор с ОАО “Красносельскстройматериалы” на поставку ”сушонкі” (торфа перед стадией брикетирования). И, благодаря этому, предприятие заработало на полную мощность. Однако мы должны были предварительно установить специальную линию по отбору ”сушонкі”. К тому же, приобрели специальный прицеп-цистерну-самосвал для перевозки продукции – дорогой, с солидной вместимостью в 60 кубометров груза. Отправляем ежедневно по 2 рейса и полагаем, что скоро переведем этот грузовой автопоезд на круглосуточную работу.
– Специфика производства продукции такова, что рынки сбыта носят в основном сезонный характер. А как насчет постоянных потребителей?
– Есть и такие. Например, сотрудничаем с цементными заводами Могилевщины. Поставили уже более 20 тысяч тонн торфобрикета в Костюковичи и Кричал, долгосрочный договор с теми же “Краснасельскбудматэрыяламі”. В этом году начали отгружать топливо в Украину. Осенью оживляется работа и с районными жилищно-коммунальными хозяйствами, частными клиентами. Правда, есть проблема с расчетом за поставленную продукцию.
Убыточность предприятия ”заработано” за лето, когда сбыт продукции уменьшается. Мы однозначно устраним этот минус в ближайшее время.
– Что касается экспортных поставок, то с иностранными потребителями у вас какие-то “неровные” отношения. Кто из зарубежных потребителей в активе торфабрыкетчыкаў?
– Мы дорожим экспортными поставками продукции (они также зависят от сезона), стараемся выполнять требования потребителей и к качеству, и к формы поставок. В Латвию отправляем брикет на поддонах – для своих нужд покупает население. Берут наш брикет Литва и Польша. Изучили зарубежный рынок сбыта, спрос и даже выпустили партию нового вида продукции – брикета с вольхавага опилок. Такой вид топлива востребован в Швеции, однако их условие – очень большая партия отгрузки. У нас на такой объем не хватает сырья. Но перспектива есть – если не со Швецией, то с другими потребителями.
– Предприятие легко идет на перевооружение, ищет эффективные формы сотрудничества, выпускает пробные партии новой продукции. А это возможно с коллективом единомышленников. Владимир Павлович, каков портрет среднестатистического работника вашего предприятия?
– Приятно, что коллектив обновляется, приходит молодежь. В этом году приняли в ряды торфабрыкетчыкаў9 молодых работников и дорожим этим, стараемся сделать все, чтобы закрепить их на производстве. Доплачиваем за квартиру, которую снимает молодой работник, оказываем материальную помощь на оздоровление во время отпуска, к юбилейным датам, при вступлении в брак, а на производстве доплачиваем за каждую сверхплановую тонну продукции. Зарплата хорошая, особенно в сезон добычи торфа. Работники нашего предприятия участвуют в республиканском отраслевом соревновании. И в этом году среди победителей машинисты Геннадий Гутырчик, Валерий Цырулік, Александр Ломонос и другие.
Мы настроены на то, чтобы выпустить запланированные 85 тысяч тонн брикетов. За 7 месяцев объем производства продукции возрос на 32 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
– Помогаете ли по-прежнему держать в хорошем состоянии свой поселок, в том числе школу, Дом культуры и т..д.?
– Безусловно. В саду, после в школе воспитываются-учатся дети наших заводчан, а в Доме культуры отдыхаем, поэтому, разумеется, предприятие финансово участвует во всех делах. И в день профессионального праздника также состоится торжество, в том числе для жителей Тухавіч и окрестных деревень. Хочу всем сказать спасибо заводчанам за работу.
Беседовала Алина ЛАПІЧ.
Фото Сергея ВОРОНОВИЧА.
Районный исполнительный комитет и районный Совет депутатов поздравляют с профессиональным праздником – Днем работников нефтяной, газовой и топливной промышленности – коллективы и ветеранов ТБЗ «Ляховичский», района газоснабжения, райпалівазбыту и других организаций, представляющих отрасль.
Машинист пресса Константин Неверовский с начальником брикетного цеха Василием Ивановым.