Сколько торфа в тонне цемента? Ответ на этот вопрос корреспондент “ЛВ” нашел на ОАО “ТБЗ “Ляховичский”
Общее среднегодовое потепление климата, все более настойчивый стук цивилизации в частные домовладения, урбанизация заметна сузили традиционную клиентскую базу ОАО “ТБЗ “Ляховичский”. И вынудили искать нетрадиционные рынки сбыта продукции. Еще недавно – ажиотажно ликвидной. Что-то получается, то нет, но завод не выживает – живет. Очевидно, не так сыто и не так славно, как в годы, когда объемы производства достигали 150-170 тысяч тонн брикетов, однако – факт.
Поселок торфяников встретил ранне-весенней серостью, нешматлюднасцю и тишиной главной улице. Женщина, прилежный шаг которой прекратила наше любопытство, частично расставила точки над “и” : “Середина дня. Чего да и кому ходить без дай причины. Одни на смене, кто с ночи, кто на ночь – отдыхают”.
Расположен на километровой расстояния цех по штамповке брикетов доносил ровный, не раскатистый и не сильный звук. В нем чувствовалась мощность. Это сердце брикетного цеха – сушилка, с помощью которой фрезерный торф уборочной влажности превращается в так называемую сушонку. Дальше – только работа прессов, и, пожалуйста, – получите готовую продукцию.
В “Ляховичского” три сушилки. Старые, производства еще ГДР, они исправно служат с момента закладки предприятия. Надежные, производительные, но, как пояснил директор Владимир Гунько, требуют смекалки и денег в плане ремонтов и обслуживания. Как, кстати, и многое другое из “начинки” предприятия: много нестандарткі, отдельные из агрегатов так и остаются не освоенные к выпуску отечественными машиностроителями.
В 43-летней истории цеха прошлый год оказался далеко не самым производительным. Изготовили и не без хлопот реализовали 65 тысяч тонн брикетов. Для сравнения: еще три года назад производственные объемы ТБЗ “Ляховичский” отражались вдвое более весомой цифрой. А, например, в 1987 году 178 тысяч тонн тухавіцкіх брикетов оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить потребительский спрос.
Тем не менее, и прошлогоднюю экономику предприятию удалось сбалансировать. Конечно, по некоторым расходных позициям пришлось удовольствоваться меньшим, на отдельных не критически необходимых расходах сэкономили, но свою основную функцию ТБЗ выполнил. А главное – сохранил коллектив. В течение года количество работающих уменьшилось на 9 человек, но это было не сокращение. Предприятие оставляли пенсионеры, некоторые увольнялись сами, отдельных увольняли. Обычная “текучка”. В то же время, летом коллектив пополнился десятком молодых специалистов – выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Сегодня они работают мастерами участков и цехов, на других должностях. Тем из них, кто проживает на съемных “метрах”, предусмотрен финансовый бонус в размере двух базовых величин.
Своим ТБЗ “Ляховичский” является и для жителей Крывошына, Липска, Острова, Рогачев. Между этими населенными пунктами и Тухавічамі регулярно курсирует ведомственная “Газель”, доставляет из местных на работу-с работы.
Кроме внутрибелорусского рынка, часть прошлогодних результатов своей работы ТБЗ отправил в зарубежье. Экспортные позиции, конечно, существенно уступают тем, что завод занимал еще недавно. Но факт: в 2015 году в числе партнеров значились 7 фирм из пяти европейских стран. В Литву, например, отгружено около 2,5 тысячи тонн топлива.
Владимир Гунько мечтать… про зиму. Чтобы января, в классическом его проявлении, длился хотя бы 3 месяца. Больше – лучше.
Логика проста и известна. Несколько недель холодов в начале текущего года вызвали скачкообразный интерес к брикетного топлива. За месяц внутри страны было продано 5,5 тысячи тонн брыкетаванага торфа. Что касается экспорта, то соседние Польша и Литва на двоих забрали 500 тонн брикетов.
Февральский “плюс” за окном заметна снизил интерес населения к брикета. Хорошая февральская новость в том, что с этого месяца началось сотрудничество ТБЗ “Ляховичский” с белорусскими цэментнікамі. Немного предыстории. Желая объединить экономические интересы производителей стройматериалов и торфяных топливных брикетов, при поддержке Министерства энергетики Республики Беларусь катлавыя агрегаты ОАО “Белорусский цементный завод” и “Кричевцементношифер” были адаптированы под сжигание торфобрикета – вместо завазных видов топлива, что можно трактовать как импортозамещение. Первые партии “болотного” топлива и в Костюковичи, и в поселок под Кричевом направились в том же феврале. Дальше – больше: в марте торф в этом направлении поплыл довольно крутым потоком. С расчетом, чтобы с завершением месяца выйти на объемы 2,7 тысячи тонн в адрес Белорусского цементного завода и 1,5 – в адрес “Кричевцементношифера”. Несмотря на дополнительные расходы, связанные с логистикой, открытая ниша является делом выгодным. Особенно в перспективном плане: есть годовая договоренность о поставке цэментнікам 60 тысяч тонн тухавіцкіх брикетов. Кстати, по программе обеспечения топливом указанных заводов работают еще пять предприятий “Белпалівагаза”.
Наши торфабрыкетчыкі очень надеются на налаживание деловых двусторонне выгодных отношений с украинскими партнерами. Сравнительно недавно с Тухавіч в Киевскую область отправился вагон, заполненный брыкетам. Директор Владимир Гунько назвал это пробной партией. И добавил: “Впервые. Ни один из наших заводов на Украину ранее не “выходил”.
И еще об одной перспективе-проекте. Освоить и наладить выпуск какого-то нового вида продукции торфабрыкетчыкі пытались и раньше. В последнее время, например, резонанс получила идея совместного брикетирования фрэзторфу и костры. Не “выгорела”. Но вопрос нового вида продукции нет-нет да и поднимался. Решение нашлось. И оказалось технологически очень близким к основного вида продукции – брикета. Завод имеет намерение, основанный на договоренностях, торговать сушонкай (высушенном до 14-18-процентной влажности фрезерном торфом). Она в этом случае пойдет не в надпрэсавы бункер, а будет отгружаться в качестве готового товара. Покупать сушонку готов цэментнікі. Расположен в Волковысском районе Гродненской области ОАО “Красносельскстройматериалы” готов платить. Но ТБЗ “Ляховичский” к сотрудничеству пока не готов. Необходимо провести техническую подготовку, даабсталявацца. Иначе говоря, нужно время, необходимы деньги. И, по директорских подсчетам, раньше чем во втором полугодии этот пункт бизнес-плана не заработает.
Торфобрикетный завод – технологически сложная, ресурсо — и энергоемкая производственная структура, перед которой (как и другими предприятиями) стоит поставленная Главой государства задача по максимальному снижению себестоимости готовой продукции. Брикетный цех – только вершина айсберга. Помимо него, структурными подразделениями являются участок по добыче торфа, ремонтно-механический и транспортный цеха. Последний – вообще уникум, включает в себя десятки километров железнодорожных путей, тепловозы, пассажирские и много грузовых вагонов. “Если на всех этапах нашего технологического цепи, на каждой из производственных да и непроизводственных операций сэкономить по копейке – получится рубль. К тому и стремимся”, – заверил директор.
Иван КОВАЛЕНКО.