Проездом… Ляховичи встречают гостей и туристов
Существует легенда, словно по московскому тракту (так называли старую Брест-Московское шоссе) проезжала со своей свитой царица Екатерина II. Остановилась на ночлег на пастаялым дворе, что находился на перекрестке дорог. Здесь от них отбились охотничьи соколы, которых после долго искали, а поселение с пастаялым двором назвали Падсаколле. Но внимание хочу сосредоточить не на исторической, то ли бойцы, то ли правде, а на том, что еще в давний время здесь был пастаялы двор. Путешественник, не важно какого чина или звания, мог остановиться, чтобы обогреться, перекусить, отдохнуть, покормить коней, а завтра снова продолжить свой путь.
Много времени убежало. От пастаялага двора в Падсаколлі не осталось и следа, только, если верить легенде, напоминает о его название деревни. Современный магазин райпо стоит на перекрестке дорог, чтобы было видно всем проезжим. Многие останавливаются купить в дорогу прахаладжальны напітак или кое-чего перекусить, хотя здесь нет стоянки для автофургонов, что усложняет парковку.
Была сделана попытка посчитать эту торговую точку райпо объектом придорожного сервиса, привлекательно оформили и прылягаючую территорию. В магазине можно было включить электрочайник, чтобы заварить чай или кофе, разогреть в микроволновке бутерброд. Однако райЦГіЭ запретил это, поскольку здесь нет элементарных санитарных условий.
Организация придорожного сервиса на территории района – проблема “с бородой”. Но пока кроме фантазий на соответствующую тему предложить нечего. Например, рассматривалась идея создания целого комплекса услуг в Гончарах. И эта задумка имела основание: автозаправочная станция, магазин, через дорогу – готовы помещения бывшего сельхозпредприятия, которые выставлялись на аукцион. Даже подумывали о мини-зоопарк. Разумеется, все это требует затрат и не малых, а инвесторов так и не нашлось. Одно помещение, правда, взял в аренду индивидуальный предприниматель, сделал пекарню. И это также могло бы быть началом большой и очень нужной “сервисной” дела.
Заместитель председателя райисполкома Татьяна Кацуба рассказала, что разработана схема земельных участков для организации придорожного сервиса, в том числе и в Гончарах. Интересовались люди, но пока безрезультатно. По крайней мере, создание объектов придорожного сервиса дало бы новые рабочие места для местных людей.
Говорят, что не слишком много машин проезжает по старой Брест-Московской шоссе – нет смысла строить сервисный объект. Между прочим, путешественник выбирает путь цивилизованный и комфортный: мир слухами полнится.
Давайте изменим маршрут: дорога республиканского значения Барановичи – Ляховичи также проходит по земле района. В свое время в Дараве была построена открытая площадка для отдыха, несколько лавочек и беседка. Вблизи магазин, бар, пляж. Сегодня этот объект неухоженный, никак не привлекает внимание праезджых. Возможно, после того, как заработает бар (индивидуальный предприниматель взял его в аренду), это место над Шчарай оживет.
А дальше на пути – Ляховичи. Как встречает наш райцентр путешественников в Год гостеприимства? Чистота, порядок, ухоженные дома, уютные дворики, красивый сквер, а вот и важный для туриста объект – гостиница “Эдельвейс”. После реконструкции здание не узнать, комнаты уютные, с красивой мебелью, удобствами. Отличное место для комфортного отдыха.
Недалеко от города есть агроусадьба ”Медуница”, хозяином которой является Александр Панфило. Для гостей, которые сюда наведываются, открываются великолепные пейзажи, телеге-ра, где можно порыбачить, для любителей попариться – сауна, а морозным вечером хорошо посидеть у горящего камина…Вот, пожалуй и все, чем сегодня может порадовать Ляхавіччына приезжих. Не густо, хотя могло бы быть гораздо больше и, кстати, без особых капиталовложений. Как известно, у нас много очень интересных исторических и красивых мест, которые надо благоустроить: Грушевка, Нетчын, Флер’янова, Своятичи, Совейки… Кстати, насчет последних двух объектов. В Савейках вскоре будет возводится туристический комплекс с гостиницей и другими объектами соцкультбыта. А вот бывшая усадьба рода Чапских, что в Сваятычах, к сожалению, пока остается без хозяина: на недавнем аукционе, на котором предлагалось некалішняя барская усадьба, никто не купил и за 20 процентов от стоимости постройки. А там красиво: в зеркало озера смотрится костел – памятник архитектуры 18 века, рядом парк с редкими для нашей лесополосы деревьями.
Однако вернемся снова в Ляховичи. Горожане и проезжающие путешественники с интересом наблюдали, как быстро развернулась стройка за пару километров от райцентра. ООО”Звезда Подмосковья” взялась инвестировать возведение объекта придорожного сервиса. В первую очередь начали строительство АЗС, даже вкопали емкости, возвели стены административного здания. В плане значится кафетерий, парковочная площадка для автомобилей, а в перспективе – гостиница. И вдруг… все заглохла, инвесторы исчезли на долгое время. Но недавно откликнулись, по словам Татьяны Кацуба, пообещали, что все остается в силе, с марта работы возобновятся. Будем надеяться.
Ляховичское земля гостеприимная, красивая, светлая. На ней пока что не много туристических объектов, которые могли бы принять гостей и предоставить им все удобства проживания. Но это компенсируется теплотой, сердечностью и искренностью, с которыми ляхавічане встречают. Приезжайте, будем рады!
Алина ЛАПІЧ.
У соседа как? Недавно пришлось проезжать старой шоссе Брест — Москва по трех районах Минской области: Клецком, Копыльском и Слуцком. Казалось бы, не такое большое расстояние от Ляховичского – чуть более сотни километров, но разница есть. Причем, рознаполюсная: и положительная, и отрицательная.
На Клетчыне поразила ухоженность и ўладкаванасць придорожных полос. Даже у человека, который мало что разу-мее в культуре земледелия, наверное, вызывает восхищение порядок на полях.
Некогда во время сплошного дефицита многие прызджалі за покупками в Сіняўку. Но, как говорится, нет того, что раньше было. Синявка не в запустении, но некоторые магазины закрыты. Местная столовая почти что при дороге работает, чем не точка придорожного сервиса? В будние дни каждый желающий, в том числе и водители проезжающих машин, могут остановиться здесь на обеденный перерыв.
Отличительный колорит определяет и деревни, которые расположены по обе стороны шоссе: то деревянные аисты украшают двор, то в клумбе расположились самодельные украшения. Что удивило так удивило: на промежутке пути в 50 километров –
2 объекты придорожного сервиса. Один меньший, другой больший с магазином, мини-кафе.
До Слуцка оставался 21 километр по шоссе. Снова на пути — мини-площадка для отдыха с лавочками, столиками. Недалеко магазин, шиномонтаж. Как говорится, и людям подкрепиться, и машине при необходимости скорая помощь. Это, между прочим, и есть придорожный сервис.
Галина КАНЬКО.