Нелегкий «хлеб» легкой промышленности, или Вторая молодость старого завода /фото/
Календарь отсчитывает последние дни октября. Сама то время, когда на белорусских сельскохозяйственных широтах завершали уборку и приступали к обработке льна. А это и костра, как побочный продукт на пути трансформации тресты в волокно. Ее наши далекие предки сочли настолько весомой приметой времени, что должны были отразить в названии среднего месяца осени.
Есть в нашем районе предприятия, где круглый год октябрь. Все остальные месяцы там рассматривают в качестве дополнения, призванного сделать его по максимуму экономически теплым. Разумеется, речь идет об ОАО “Ляховичский льнозавод”. Немногим более года назад, благодаря успешно реализованной государственной инвестиционной программе технического перевооружения и развития льноперапрацоўчай промышленности Беларуси, старый производственный актив получил новый облик и внутреннюю наполненность. Ранее малоэффективна производство сейчас уверенно наращивает выпуск основной продукции, повышает ее качество. С точностью часов выполняется отгрузка льноволокна в счет госзаказа, “не успевают” за экспортным спросом.
Хозяйство начинается с двора. Тем более, если двор сырьевой, является важным структурным подразделением предприятия. По его виду можно представить ”что есть что”. Фасад ільнозавода сегодня радует глаз. В свежее, яркое убранство “оделись” офисное здание и здание старого цеха. Как и навесы для хранения сырья (они, кроме того, обзавелись новым крышей). Общую картину благоустройства гармонично дополнил новый асфальт (или в некоторых случаях бетон) проездов-подъездов.
Расправила крылья (именно такой образ возникает, глядя на этот объект) новая мощная шоха.
– Она рассчитана на хранение 3000 тонн льнотресты. Это фактически третья часть необходимого нам годового запаса сырья, – замечает директор предприятия Дмитрий Скакун.
Кстати, и новая, и старые-обновленные шохі уже заполнен. Ровные цилиндры тресты нынешнего урожая почти подпирают крышу, являются свидетельством успешности сезона льнонарыхтовак.
– Уборка завершена. Немного с опозданием, но с хорошим результатом. Нынешние 9540 тонн льнотресты являются для нас рекордными. Этого вполне достаточно для полной загрузки цехов в течение года. Вся траста в среднем соответствует номеру 1,35. Такой достаточно высокий показатель качества сырья также получены ли не впервые. А все потому, что экономика завода позволило в полной мере выдержать технологию выращивания культуры. В время посеяли, провели комплекс нужных хімапрацовак, церабленне завершили в оптимальные сроки. Форс-мажор ожидал на стадии подъема тресты. Августовская жара, отсутствие влаги не содействовали ее вылёжванню. Что было готово – спрасавалі и убрали. А затем наступил перерыв недели на три, – слова директора словно возвращают в жаркое лето.
Основными творцами этого весомого и качественного сырьевого “пирога” являются свои же работники. Заводчане-земледельцы, которые составляют специализированный на выращивании долгунца здешний механизированный отряд. Его усилиями было заготовлено 6300 тонн тресты, качество которой оказалось более высокой, чем средний показатель.
Дополнили сырьевой склад завода льнонасенстанцыя, СПК “Жеребковичи” и “Путь новый”. Четвертым по счету и первым по объемам поставщиком тресты на наш льнозавод является Барановичский райагросервис.
На фоне старого новый цех выглядит фестивальной площадкой. Легкий снаружи, светлый внутри. Ни пылинки.Из восьми человек дежурной смены на непосредственном обслуживании технологической линии занят пятеро работников. Да и обязанности последних сводятся в основном к контрольным функциям и ситуативных корректировок рабочих режимов. Со всем справляется автоматика.
Цех работает в 4 смены. Если не брать во внимание короткие технологические перерывы – ни выходных, ни праздничных дней производство не знает.
При этом актуальным остается вопрос вывода линии на проектную мощность. И не заводчан в том вина, что потенциал передовой производства используется ли не на половину от технически заложенного. В новой линии есть специальные требования к поступающим в переработку рулонов тресты. Последние должны иметь определенный вес, плотность, толщину слоя. Пресс-подборщики ПРЛ–150, которых на заводе более полутора десятка, обеспечить подобные параметры не могут в принципе. Нужных машин отечественные производители предложить пока не могут. А самоходный, современный, мощный импортный пресс стоит очень дорого. Масштаб этой проблемы не ляховичский, с ней сталкиваются или сталкивались все льнозаводы новой формации. Ожидание появления на рынке отечественного продукта может затянуться, а это – упущенная выгода. На заводе рассматривают варианты покупки высокопроизводительного пресса.
Примерно половина продукции ляхавіцкіх льнопереработчиков “оседает” в дальнем и не очень зарубежье. Просят больше и готов платить. Китайский рынок льноволокна, в общем, кажется бездонным и безразмерным. О Литве такого не скажешь, однако, и прыбалтам белорусский шелк пришелся по нраву. Но ведь на первом месте были и остаются отечественные потребители в лице Оршанского льнокомбината. Госзаказ – официальное название этому правилу.
Рентабельность, чистая прибыль, размер оборотных средств и другие зашифрованные для многих критерии-характеристики работы любой производственной структуры в нашем случае трогать не будем – оставим для специалистов. Надежным, проверенным и понятным индикатором успешности предприятия является наличие желающих устроиться на него. В списке ожидания рабочего места на местный льнозавод сейчас находится около двух десятков претендентов. И это на фоне еще свежих воспоминаний об обратном – наличии примерно такого же количества вакансий. Хотя для ответственного механизатора рабочее место найдется и сейчас, уверяет директор.
Известное дело: хороший хлебороб – специальность дефицитная. А лен чем не хлеб легкой промышленности?
Иван КОВАЛЕНКО.
Фото Сергея ВОРОНОВИЧА.