Млечный путь
Экспорт товаров и услуг безусловно и понятно занимает одну из первых строчек в расписании приоритетов государственной эканамічнай политики. Важность момента диктуется еще и вынужденной зависимостью нашего хозяйственного комплекса от различного рода импортных поставок: углеводородного сырья, например.
Расчет же по счетам возможен в случае наличия, как минимум, высоколиквидных собственных предложений и активных усилий по их продвижению на мировой рынок. Путь до положительного баланса в торговле с внешними партнерами сложный и совсем несхематычны.
Ляхавіччыне в этом смысле есть что сказать: и в прошлом году, и два года назад в работе с внешним рынком экономика района сумела “выторговать” бездефицитное сальдо. Радует и динамика: если по итогам работы в 2010 году превышение экспорта над импортом оценивалась в 11 миллионов долларов США, то аналогичная прошлогодняя цифра оказалась примерно вдвое более выгодной. Взнос в формирование валютного пирога делали и делают около десятка предприятий Ляхавіччыны различных форм собственности. Имеет место и значительное различие в истории, географии и объемах экспортных поставок. Если для отдельных предприятий прошлогодние незначительные зарубежные поставки стали дебютом на внешнем рынке, другие там давно уже свои. Их знают, ценят как надежных партнеров, качественных производителей, чья торговая марка во многих западных странах имеет брендовое звучание. За возможной высакамоўнасцю этих характеристик – истинное лицо СОАО “Ляховичский молочный завод”. “Аксакал” внешнеторгового рынка, предприятие является также и самым значительным нашим экспортерам – “привлекает” более половины всех районных валютных поступлений. Секрета из стратегии и тактики проникновения и удержания зарубежных рынков на предприятии не делают. Да и станет ли для кого секретом, что на первом месте здесь качество выпускаемой продукции. А вот добиться отличного качества непросто и – слова из песни не выкинешь – недешево. Современное оборудование, например, является обязательным условием для того. А еще есть квалифицированный, лично и в вы-творческом плане высокадысцыплінаваны рабочий коллектив во главе с директором Вячеславом Жуковском, и каждый из двух сотен работников – мастер на своем участке ответственности.
Основу экспортного продукта молочного завода составляет казеин технический. Весь объем его выпуска экспортируется. Деловые связи с партнерами из Германии, Франции, Польши, Мексики, Соединенных Штатов Америки, России и некоторыми другими уже испытан временем, определяются постоянством и надежностью сторон. На что “покупаются” европейцы и североамериканцы? Опять-таки – качество, что соответствует требованиям СТБ ИСО 9001, править бал. Дополнительным козырем, по словам главного экономиста завода Татьяны Бушэйка, является и объем фасовки нашего казеина – под запрос потребителей. Прошлогодний спрос, соответственно, поставка составила 860 тонн белкового продукта.
Однако, не казеінам единственным торгует с заграницей Ляховичский молочный. Есть другие позиции производства, интересные иностранцам. Например, ляхавіцкае сливочное масло заслужило высокую оценку у россиян. Завод, кстати, имеет особенно глубокие традиции вы-творчества этого продукта, ассортимент определяется широкой разнообразием содержания жира: от 67 до 82 процентов. Картина ляховичском маслом будет не полон, если не вспомнить, что, как немногие в стране, свой продукт заводчане получают путем трансформации свежих сливок высокой жирности. И никаких усилителей вкуса или цвета, консервантов, ингредиентов растительного происхождения. Определение “біяэка — натурпродукт”, полагаю, верное.
Экспортный вектор завода, отметила Татьяна Бушэйка, крепнет постоянно. Если зарубежные поставки последнего года вышли на уровень примерно 60 процентов общих объемов производства, то еще пятилетку назад были процентов на 20 более скромными. При том, что за пройденный время бэбкок обнаружил мічнага либерализма на европейском и других рынках больше не стало. Скорее наоборот. В унисон ситуации менялась производственная и маркетинговая линия предприятия.
При всей успешности и выгаднасці работы на экспорт завод помнит про социальность своей роли. Иначе говоря, зарубежные поставки – не в ущерб удовлетворению потребностей жителей своего района, области, страны. Кефірна-молочный ряд под торговой маркой “Ляхавічок” в мгновение ока исчезает с холодильных полок магазинов города Бреста, других областных и районных центров страны, пользуется не-сменным спросом в скромных сельских магазинах.
Из примерно десятка экспортеров района к числу наиболее успешных следует отнести также предприятия по производству свинины ИООО “БелДан”, завод по изготовлению торфяных топливных брикетов ОАО “ТБЗ “Ляховичский”, специализированное на производстве электротехнической продукции ООО “Трансэлектракамплект”.
Согласно прогнозу, в текущем году Ляхавіччына рассчитывает на поставку за пределы страны товаров и услуг на сумму не менее 30 миллионов долларов США. Большой потенциал — в развитии экспорта услуг.
Иван КОВАЛЕНКО