Ляховичи: льняные счета
Прошло более 40 лет с момента, когда в деревне Задворье Ляховичского района начал работать льнозавод. Многое изменилось с тех пор и в стране, и в районе, но это предприятие изменения почти не коснулись. ОАО “Ляховичский льнозавод” по-прежнему специализируется на заготовке и первичной обработке льнотресты и реализации льноволокна – длинного и короткого.
Для справки.
Длинное волокно является наиболее ценным продуктом, который используется для изготовления различных видов тканей. А краткое считается техническим и, кроме текстильной промышленности, используется в медицине, мебельной и строительной промышленности, производства бумаги.
Отходы обработки льнотресты (кастро) ис-тоўваюцца в качестве топлива. Также из кастри можно производить картон, строительные плиты, удабрэнні и др.
Кроме основного производства, предприятие занимается выращиванием льна и традиционно имеет наибольшие в районе площади этой культуры. В этом году, например, – 1323 гектара, из которых получено 1103 тонны льноволокна при средней урожайности 8,3 центнера с гектара. Как сообщила заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома Ирина Страмавус, по состоянию на 24 октября в счет госзаказа заводом поставлено 232 тонны длинного льноволокна (74,1 процента госзаказа за 10 месяцев) и 300 тонн короткого (68,1 процента).
Не секрет, что проблем у заводчан хватает. Зарплата, мягко говоря, небольшой. Условия работы далеко не идеальные. В цехах сквозняки, крыша течет, в помещениях холодно и сыро. Ільнозаводу, как воздух, нужна модернизация, иначе – не выживешь.
Положительные изменения в льноперерабатывающих предприятиях страны имеет в виду государственная программа модернизации производства, в которую включены и Ляховичский льнозавод. Предприятию был потрачен на льготных условиях кредит на закупку нового современного оборудования и возведение помещений под него. Казалось бы, дело сдвинулось с места…
Высокопроизводительная современная линия по производству льноволокна закуплено и сейчас находится на складах в Калинковичах. Конечно, рассчитывали, что, наконец, заводчане начнут работать на новом оборудовании, повысится выработка, а, значит, смогут получать более высокую заработную плату, соответственно снизится и текучка кадров, которая в последнее время особенно очевидна. Но с планами поспешили в буквальном смысле. Оказалось, что закупленное оборудование… не вмещается в предназначенный для него цех. На экспертизу отправлен новый бизнес-план, требуется строительство нового помещения… А ОАО “Белагропромбанк” требует возврата процентов по кредитам. Нужно платить за то, что еще не работает и не дает результаты.
Эти проблемные вопросы были подняты во время недавней рабочей поездки на льнозавод председателя Комитета госконтроля Республики Беларусь Александра Якобсона. Ситуация на предприятии поразило не с лучшей стороны, поэтому на совещании в райисполкоме речь была чрезвычайно жесткой. Александр Якобсон указал на просчеты руководства завода и ОАО “Белагросервис”, потребовал незамедлительного решения проблемных вопросов. Председатель Брестского облисполкома Константин Сумар взял ситуацию на Ляховичском льнозаводе под личный контроль. Почти что сразу были израсходованы средства на ремонт крыши в старых производственных помещениях. На сегодня этот ремонт завершен.
Проектно-сметная документация на реконструкцию завода с установкой высокопроизводительной линии по выработке льноволокна проходит экспертизу в Минсельхозпроде и Министерстве экономики. Как рассказал заместитель председателя райисполкома Валерий Богнат, проектом предусматривается строительство производственного корпуса с дополнительными помещениями (цеплапункт, противопожарная насосная станция, трансформаторная подстанция, участок брикетирования отходов и др.), новой шохі и котельной, фильтр-камеры, навеса для кастри, аўтавагаў. Предусмотрены также модернизация водо — напорной башни, реконструкция здания цеха кастраплітаў, ремонт инженерных и электросетей и другое.
Началась реализация проекта. Его генеральным проектировщиком является институт ОАО “Беллегпраект”, заказчиком – управление капитального строительства, под-радчыкам – ПМК-13. По словам Валерия Богната, уже закла-то фундамент под здание, где будет установлена новая линия. До конца года помещение должно быть возведено, оборудование завезено, а его наладка и запуск запланирован на первую половину 2014 года.
Сдвинулись с места и выплаты по кредитам. Как сообщила начальник отдела экономики райисполкома Татьяна Коцуба, в течение октября почти полностью погашены банковские проценты за 2013 год (на эти цели были направлены средства из республиканского и областного бюджетов). В облисполкоме решается вопрос с погашением задолженности льнозавода за 2012 год. Татьяна Коцуба отметила, что, несмотря на определенные просчеты в работе и сложное финансовое положение, руководство завода во главе с директором Дмитрием Скакуном принимает меры по выходу из непростой ситуации, работает над повышением качества вы-пускаемай продукции.
Конечно, рассуждать о сегодняшнем дне завода и не поинтересоваться видением дел и перспектив дальнейшего развития в руководителя предприятия нельзя. Однако, директор завода Дмитрий Скакун от разговора отказался…
Пути выхода из ситуации обязательно будут найдены – в этом заинтересованы многие. Да и сдвиги в положительном направлении есть. Делается все возможное, чтобы ляховичский лен перестал быть тяжелым и проблемным. И, как много лет назад, заводчане с гордостью говорили, что работают на Ляховичском льнозаводе.
Галина КАНЬКО.