Как прирастать год дополнительным месяцем
С учетом значимости объемов и территориальной распространенности залежей этого полезного ископаемого, развития технологии его добычи и пере-працоўкі, торф может считаться одним из имиджевых символов страны. Как, например, и ее аграрный статус.
Кстати, торфяная производство имеет немало общего с сельским хозяйством. И там и там – ярко выраженная сезонность ведения работ, фактор метэазалежнасці и другое. Похоже же труженикам села, торфяники этом иногда также готовятся к выходу в поле. В буквальном смысле, однако, не без принципиального различия в позициях – для последних все начинается с уборки.
Цикл производства топливных брикетов берет начало на осушенном и иным образом подготовленным для добычи сырьевого торфа участке болото. Непростая, очень специфическая, “зажатая” в временные рамки работа. Подготовленность определяет ее результативность. “Сейчас мы завершаем подготовку технологического оборудования к сезону уборки, – отметил директор ОАО “ТБЗ “Ляховичский” Заслуженный работник промышленности Республики Беларусь Василий Иванов. – Период межсезонья играет решающую роль, именно в эти месяцы закладывается экономика предприятия, от того, насколько качественным он получится, в значительной степени зависит и наше благополучие”.
По словам Василия Кузьмича, уже достигнута 90-процентная готовность. Иначе говоря, 9 единиц из каждого десятка торфаздабываючай техники способно хоть сегодня открыть сезон. Есть некоторые сложности с ремонтом экземпляров машин и агрегатов, что собран из импортных комплектующих. Чтобы приобрести что-то, что не “сделано в Беларуси”, необходимо придерживаться определенного регламента. А это, в том числе, требует и дополнительного времени. Однако же, никакого сомнения, что 1 апреля весь шлейф торфанарыхтоўчай техники займет свое место на линейке готовности. Над последними действиями этой задачи сейчас напряженно работают штатные механизаторы-машинисты, специалисты-ремонтники механической мастерской завода, инженерно-техническая группа, другие работники.
В соответствии с отраслевым нормативам, стартовым днем сезона торфодобычи является начало последнего весеннего месяца. Апрель же на ОАО “ТБЗ “Ляховичский” воспринимается рассматривается в качестве “страхового фонда”. На то, в частности, случай, когда из-за неблагоприятной погоды в течение нормативных мая и летних месяцев не удастся добыть необходимые объемы фрезерного торфа. Почему бы не поработать в октябре, если небесная канцелярия даст на то шанс? В прошлом году, кстати, справиться с планом добычи тухавіцкім тарфянікам “помог” сентябрь. “В прошлом году было напряженно. Из-за дождей весь июль стояли, добыча не велась. Компенсировать недобор удалось в сентябре. Считай, на протяжении всего месяца было совсем неплохое, приличное для нашей технологии погода”, – заметил директор завода.
Более того, 2011 год стал для предприятия рекордным в плане добычи сырья за последнее, как минимум, десятилетие. “Удачно, в общем, все сложилось. С учетом кампостаў, сумели “поднять” 285 тысяч тонн”, – уточняет Василий Кузьмич.
Нынешние производственные планы ОАО “ТБЗ “Ляховичский” базирующиеся на прошлогодних, однако, с учетом прошлого опыта. Он в том, что заготовленные в качестве компоста тона особого спроса не нашли. Решено отказаться, с учетом чего сейчас запланировано заготовить 240 тысяч тонн торфасыравіны – исключительно на цели брикетирования, если не принимать во внимание использование некоторой части торфа в качестве топлива для собственной котельной.
Прежде, чем приобрести форму и содержание известного каждому из нас топливного брикета, фрезерный торф проходит длительный путь. С полей добычи и складирования на место брикетирования торф преодолевает расстояние по железной дороге. Конечно, не по привычной нам рельсовой дороге: в ведомственной железной дороги свой стандарт ширины, который равняется 750 миллиметром. Под узкоколейку “заточена” и все остальное: тепловозы, вагоны. Кроме грузовых, а их на ОАО “ТБЗ “Ляховичский” 120 единиц, есть и пассажирские, которые предназначены для перевозки людей – доставки “на болото” работников. Каждое утро по узкоколейке торфаздабытчыкі направляются на работу. Вечером – тот же путь в обратном направлении.
Вопросы перевозки-доставки являются сферой ответственности транспортного цеха торфопредприятия. Тягловой силой железнодорожных подразделений торфопредприятий являются тепловозы. В “Ляховичским” их 9 единиц. Далеко не новые, однако, после модернизации на одном из специализированных отечественных заводов они вполне функциональны.
Не такой уж и далекое время, когда торфяная отрасль, вообще, вынуждена была покупать или не весь спектр техники и технологического оборудования за пределами страны. За последние годы ситуация изменилась, ряд предприятий страны освоил изготовление того, что необходимо тарфянікам. Поспособствовало и действующая в стране с 2008 года национальная программа “Торф”. Она “повернула” в том числе и некоторых республиканских промышленных гигантов лицом к нуждам торфяной отрасли. Например, минский завод имени Октябрьской революции произвел дебютный брикетный пресс, завод “Амкодор” пошел дальше – представил успешную замену нескольким иностранным машинам в технологическом цепи торфодобычи. И это не единичные примеры. Василий Иванов под-крэслівае: “Программа “Торф” дала новую жизнь области в целом и конкретно нашему предприятию. Благодаря ей, мы сделали частичную модернизацию брикетного цеха, подготовили и уже в этом сезоне начнем эксплуатацию новых полей добычи. Последнее особенно важно, с учетом того, что дефицит площадей мы чувствовали очень остро. И 217 подготовленных под торфараспрацоўку “свежих” гектаров нам очень кстати”.
Прошлый год для ОАО “ТБЗ “Ляховичский” сложился очень удачно. “Сработали хорошо. Все, что произвели, нашло сбыт. А это, между прочим, более 130 тысяч тонн брикетов, что на 10 процентов превысило аналогичный показатель года предыдущего. Образно я это называю “нашли дополнительный месяц в году”. В целом же за 2011 г. рентабельность производства составила 23 процентных пункта. Такого не было никогда”, – не без удовольствия делится успехом Василий Кузьмич.
При этом не скрывает, что “тепловозом”, который помог вытащить такой производственно-экономический груз, стал экспорт. Львиная доля тухавіцкіх зарубежных поставок пришлась на уже традиционного партнера – Швецию. Незначительный экспортный ручей из брикетов тянулся также в Литву и Польшу. Всего же за пределы страны отправлено 22 тысячи тонн брыкетнай продукции. “Пик экспорта пришелся на 2009 год, когда за границу отправили половину того, что произвели, – 50 тысяч тонн, в 2010 – 27 тысяч, в прошлом году же еще на 5 тысяч меньше. Это сознательная политика предприятия: приоритетом для нас являются “свои” потребители, степень востребованности нашей продукции на внутреннем рынке. Экспорт же – по остаточному принципу”, – пояснил директор маркетинговую стратегию доверенного ему предприятия.
Степень метэазалежнасці торфяной отрасли кажется даже большей, чем в случае с сельским хозяйством. У аграриев есть ряд приемов, препаратов, которые хоть как-то позволяют обмануть некоторые природные факторы. В торфавытворцаў ничего такого не предусмотрено: дождливое лето становится препятствием в добыче необходимых объемов сырья, теплая зима тормозит сбыт готовой продукции. И хотя последние пару-тройку лет тухавіцкія брыкетчыкі не имели особых сбытовых проблем – тенденция прослеживается.
Вот и в этом году, по словам Василия Иванова, потребители топлива заметно активизировались в середине января, вместе с похолоданием. Бывало, что случались и очереди, некоторые пытались нервничать. Почему бы не задаться этим заботой раньше, чего ждали, прахалоджваліся до самых холодов? – задается вопросом директор. А действительно, почему?
Иван КОВАЛЕНКО