История с продолжением. ОАО “Ляховичский льнозавод” — адрес известен и за пределами района
Реконструкция и модернизация производства не снимаются с повестки дня многих предприятий района. Тем более, перед глазами – реальные примеры действенных изменений. ОАО “Ляховичский льнозавод” — адрес известен и за пределами района. За последний год здесь реконструировано, модернизировано и с 1 сентября 2014 года вступило в строй современное производство.Завод с более чем 40-летней историей сегодня не узнать. И сейчас даже не верится, что в октябре 2013 года, как говорится, с нуля начиналось строительство нового цеха и сопутствующих ему котельной, шохаў, других производственных помещений.
Строительство проходило под контролем Брестского облисполкома, который в значительной степени финансировал реализацию проекта.Не все, кстати, было гладко. Проектировщики, которые не справились с взятыми на себя обязанностями, были заменены на других. После инспекционных проверок более хозяйский подход к расходованию государственных средств проявили и строители – в основном предприятия “Пінсксаўгасбуда”, действенно присоединилась к делу районная власть, активизировалось руководство льнозавода.
Насколько результативно и экономно потрачены без малого 200 миллиардов рублей бюджетных средств? Посетим модернизированную производство. Изменения на льнозаводе чувствительны с первых шагов по территории. Все обустроено, ничего лишнего. Даже старый цех завода сейчас выглядит, как новый: подкрашенный, падрамантаваны, в нем создаются более комфортные условия для работников. Пока в пусканаладачным режиме работает новая котельная.
По дороге к новому цеха обратили внимание на загруженные под завязку льнотрастой шохі. Их четыре, одна – новая.
— Наш новый цех — такой же, как и на Пружанском льнозаводе, был первым и успешным опытом модернизации льноперапрацоўчага предприятия на Брестчине. Несравненно улучшились качество продукции, условия, производительность труда. Соответственно, вырастет и зарплата, — отмечает главный инженер предприятия Ирина Антонович.
Она утверждает, что условиям работы пружанскіх, а теперь и ляхавіцкіх льнопереработчиков, завидуют многие их коллеги, которые работают на льнопрадпрыемствах в России и Украине:
— Безусловно, такой шаг вперед стал возможен благодаря вниманию руководства страны к развитию отрасли, реализации целевых государственных программ. Работа камп’ютарызаванага цеха начинается с сырьевого тамбура. Сюда поступают рулоны с ільнотрастой. Погрузчики доставляют их в цех, который работает 24 часа в сутки, 6 дней в неделю. Здесь занято 40 работников. Производственная мощность линии — до 2500 килограммов льнотресты в час, на льнозаводе пока выдают 1300. Но это, как отмечает Ирина Антонович, временное явление. Качественная, соответствующая необходимым стандартам продукция — длинное и короткое льноволокно — востребованы не только на белорусском рынке, но и в зарубежье, в частности, Литве и Китае.
— Сначала работали в тестовом режиме. Почти все из тех, кто перешел в новый цех, опытные работники, поэтому новую технологию, как и технику, освоили без проблем. Надеемся, что с новым ура-джаем вырастет и заработная плата, — говорит мастер Надежда Борщевская, чей рабочий стаж на предприятии приближается к 30 годам. Ее муж Владимир, кстати, тоже старожил ільнозавода, остался работать в старом цехе оператором.
— Когда предложили перейти сюда, сразу согласилась. Конечно, было страшновато: очень дорогое оборудование установлено. Но освоили быстро. Теперь, когда проблема возникает, компьютер сразу показывает, где и что случилась. Простоев из-за этого меньше, — рассказывает загрузчыца сырья Ирина Цэменя.
— Условия работы здесь, конечно, прекрасные: нет пыли, в помещении тепло. Забыли, что такое сквозняки, — добавляет ее коллега Наталья Катко.
Линия по переработке тресты автоматизировано. Большинством операций на пути преобразования сырья в волокно управляет электроника. Но и здесь без грамотного специалиста не обойдешься. Самая ценная продукция завода – длинное волокно. Сейчас его удельный вес в производстве составляет до 55 процентов, в старом цехе было 25-30 процентов. Производительность, глубина переработки тресты, качественные показатели полученного волокна существенно улучшились, поэтому и востребован на экспорт. Именно из длинного волокна изготовляют белье, салфетки, скатерти, ткань.
На Ляховичском льнозаводе вырабатывают также короткое волокно, из отходов производства – кастрабрыкеты, получают ільнонасенне.
— В этом еще один большой плюс. Если на старой производстве льнонасенне откидывалось в отходы, то здесь завод получает дополнительный доход, — поясняет главный инженер.
В новом цехе отработана технология сбора взвешенных веществ. Пыль, которая выделяется во время переработки тресты в немалом количестве, аккумулируется в специальных емкостях. Как отмечает главный инженер, аттестация рабочих мест подтвердила, что уровень шума соответствует нормативам.
Экономист предприятия Наталья Бурбіцкая привела следующие цифры. С момента запуска нового цеха здесь переработано 1302 тонны тресты, произведено 361 тонна льноволокна, из которых 188 тонн – длинного. Для сравнения: за час в старом цехе перерабатывается 525 килограммов тресты, в новом в среднем -1322 килограммы.
Понятно, чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию, необходимо иметь качественное сырье. Поэтому большое внимание — выращиванию этой стратегически важной культуры. В этом году под нее планируется отвести только на полях ільнозавода 1,5 тысячи гектара.
Государство помогла, но она же и спросит, — отметил во время одного из посещений завода председатель райисполкома Вячеслав Сельмановіч. В первую очередь, ответ будет “приниматься” количеством и качеством произведенного и проданного льноволокна.
Конечно, ожидать полного возврата расходов на модернизацию в ближайшее время не приходится. Но, как сообщили в отделе экономики райисполкома, по итогам 2014 года объем производства продукции в отпускных ценах увеличился на льнозаводе на 39,4 процента по сравнению с 2013 годом, выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг – на 31,7 процента, производительность труда по выручке от реализации продукции в среднем на одного работника – на 29,6 процента.
Галина КАНЬКО.