Главным для ТБЗ “Ляховичский” является свой потребитель, хотя и экспортные поставки растут
Если ваше жилье “посажено” на трубу центрального отопления, подготовка к холодам может ограничиться заботой о минимизации потерь тепла. Чтобы поданные в квартиру гигакалории не грели улицу, всего-то и нужно, что уплотнить-заканапаціць окна-двери, обязать себя быть всегда и везде рациональным цеплакарыстальнікам. А если ты сам себе ЖКХ, думать о вариантах организации теплового комфорта своих комнат в студеную зимнюю пору следовало еще вчера. Провести “профилактику” печного (чаще всего) или котельного оборудования, обзавестись запасами топлива.
Чтобы приобрести топливо, можно обратиться в Ляховичский райпалівазбыт. Все, кто в соответствии со списками, составленными сельвыканкамамі, имеет в том нужду, определенную норму дров и (или) торфяных брикетов получает по льготной цене. Компенсация разницы происходит за счет бюджетных отчислений. Другой бонус — дрова доставляются уже готовыми для использования, порезанные и паколатыя. Как отметил директор райпалівазбыту Владимир Секач, дрова население активно разбирает. Существует даже очередь: время обращения в палівазбыт и момент доставки может разделять и месяц. Желающих приобрести дрова становится все больше.
Но, продолжает директор, правда и то, что райпалівазбыт работает не на полную загрузку. Производственные мощности предприятия позволяют подготовить-попилить-поколоть до 28 складаметраў или 4 машины дров. В течение месяца в таком случае было бы возможным обеспечить топливом не менее 80 домовладений. Если бы не нехватка работников, что не позволяет организовать процесс соответственно производственному потенциалу предприятия.
А вот с выборкой торфяных брикетов все наоборот: делать зимние запасы люди не спешат. Причины называются разные. Мол, многие пожилые сельчане проводят холодное время года в городских квартирах детей. Особенно те из них, кто проживает одиноко.
Но нельзя не обратить внимания на так называемый человеческий фактор: многие из нас — не секрет — имеют привычку все откладывать “на после”. В том числе и заботиться про запасы топлива. Об этом свидетельствуют и факты последних лет. Но они свидетельствуют и о другом — о том, что в любом деле отложение редко идет на лад. Могут возникнуть очереди, не исключается вероятность встретить холода с пустыми топливными засекамі.
В том числе и в связи с невыполнением райпалівазбытамі своих обязанностей перед предприятием, трудности со сбытом своей продукции испытывает торфобрикетный завод “Ляховичский”. “Сбыт буксует”, — замечает заместитель директора завода Владимир Гунько. По его словам, с 12 райпалівазбытаў Брестской, 9 — Могилевской и 2 — Гомельской областей, которые являются покупателями тухавіцкіх брикетов, “родной” палівазбыт относится к числу тех, кто наименее активно выполняет свои договорные обязанности. Например, в августе выборка составила 59 процентов от запланированных объемов. “А в конце года, как показывает практика, спрос может быть ажиотажным”, — говорит Владимир Гунько. Нерытмічнасць, отступление от графика, конечно, усложняют работу предприятия. Приходится проявлять “пластичность”, ломать график, выходить на внеплановые рынки сбыта продукции. В этом году, например, наш торфобрикетный открыл для себя Финляндию. Стал первым среди предприятий отрасли страны, кто вышел со своим брыкетам на финский рынок.
По-прежнему работают и старые экспортные схемы. Швеция, Литва, Польша не потеряли интереса до нашего торфобрикета. Экспорт выручает: из выпущенных в это время 90 тысяч тонн брикета, 17 тысяч — отправлены за пределы страны. Более того, отмечает заместитель директора, основные поставки запланированы на последний квартал года. И вот здесь — не исключено — может получиться накладка, если повышенный внутренний спрос выступить в качестве антагониста экспортных поставок. Или наоборот, что сути не меняет.
Не только зарубежья, палівазбытавыя организации страны значатся в ряду потребителей продукции завода. Торфяные топливные брикеты “Ляховичского” греют много кого и где. Среди них — Барановичское отделение Белорусской железной дороги, организации различного профиля, структуры Министерства обороны. В этом году, привел пример Владимир Гунько, завод выиграл тендер на право поставок полторы тысячи тонн торфобрикета пограничникам Брестской пагрангрупы.
Да только из всех других вариантов приоритетом для Ляховичского ТБЗ является свой потребитель. Но следует спешить, чтобы не опоздать.
Иван КОВАЛЕНКО.
Фото Сергея ВОРОНОВИЧА.