Ассортимент — двигатель торговли
Маршрут охватил 8 населенных пунктов района. Участники семинара под руководством председателя райисполкома Дмитрия Бурдука и председателя районного Совета депутатов Евгения Юрлевіча посетили торговые точки, поинтересовались благоустройством учреждений образования, соцкультбыта и наведением порядка на земле. Однако, главный вопрос все же касался организации торговли в селах, обеспечения товарами повседневного спроса, продуктами питания, повышения культуры обслуживания населения.
Первой торговой точкой на маршруте был магазин деревни Задворье с романтическим названием “Над озером”. Благоустроенный, покупателям предлагается достаточно богатый ассортимент товаров. Есть отдел хозяйственных и промышленных товаров. Тем, кто имеет оса-бістую подсобное хозяйство, можно купить комбикорм, сельскохозяйственный инвентарь и другое. Заведующая магазином рассказала, что коллектив пропагандирует товары и продукты местных производителей, поэтому на прилавке изделия мясокомбинатов Брестской области, Ляховичского кааппрама. Продавцы стараются, чтобы каждый посетитель оставил их магазин с покупкой, предлагают товары на заказ. В среднем товарооборот этой торговой точки составляет 54 миллиона рублей в месяц.
Подобный подход и в магазине деревни Альхоўцы. Аккуратный интерьер, продукты и товары разделены на группы, можно сказать, богатый ассортимент. Да и внешний вид магазина яркий и привлекательный. Только, когда обшивали здание сайдингом, не учли, что как раз этот его вид пожароопасный. К тому же, материал сэкономили: тыльная сторона магазина остался неопрятной, требует ремонта и крыша.
На перекрестке дорог международного и республиканского значения стоит магазин деревни Падсаколле. Удобное место, постоянный транспортный поток. Это обстоятельство должно работать на товарооборот, тем более, что придорожный сервис для водителей на этом участке трассы прочно отсутствует. Но работа продавцов здесь сводится к обслуживания немногочисленного местного населения, редко — проезжего человека. Не привлекает внимания к себе эта торговая точка ни видом, ни услугами, ни ассортиментом товаров. Кстати, еще несколько лет назад территория вокруг магазина была красиво оформлена, с импровизированными столиками и скамейками для отдыхающих. Остались только следы того заботы да пахіленая буслянка. А все можно вернуть обратно с современной корректировкой: летом – яркие зонтики над столиками, зимой – отведен уголочек внутри магазина и предложение чая, кофе с горячим бутербродом из микроволновки, холодных закусок. Наверное, тогда бы вырос товарооборот и была бы не 350 тысяч рублей зарплата продавцов…
Неприглядный магазин и в деревне Щербово. Даже внешне: крышу надо ремонтировать, крыльцо разбито. Не скажешь и о достаточный ассортимент. Во всяком случае, в день работы семинара не было в продаже молока Ляховичского молокозавода. Барановичское и “Савушкин продукт” – пожалуйста. Эти предприятия завозят свою продукцию сами и регулярно в определенный день. Машина местного молокозавода доставляет продукцию в свой фирменный магазин “Вереск” в Головнинцы. Возможно, райпо нужно заключить договор с предприятием на доставку молока, но предварительно рассчитаться с долгом молокозавода, которому задолжало более 38 миллионов рублей.
Следующий пункт остановки – деревня Липск, где проживает около тысячи человек. Рядом с магазином райпо работают два частные. На их фоне потребительская кооперация здесь, можно сказать, выглядит неплохо. Бригада из четырех продавцов использует различные формы торговли, что каждый месяц обеспечивает 90 миллионов рублей выручки. Это и выполнение предварительных заказов, и работа небольшого кафетерия, и разнообразный ассортимент продукции, которую ежедневно предлагают сельчанам. Чувствуется, что продавцы здесь работают с удовольствием и заинтересована, помещение хорошо укрепленное, порядок внутри магазина и на прилегающей территории, приветливые работницы прилавка. Зарплата у них – 960 тысяч рублей в месяц. Вот где стоило бы поучиться коллегам.
По дороге на Свяціцу остановились у магазина в селе Залужье. В небольшом помещении покупателей немного, в основном старушки-пенсионерки, которые наведываются сюда не только и не столько за покупками, сколько за местными новостями. И на этот раз пришли, начали рассказывать, какая хорошая и заботливая у них заведующая магазина и что они могут в своем магазине купить любой товар. Действительно, ассортимент продуктов питания был в этот день достаточный. Падноўлены снаружи здание, у которого цветут цветы, посаженные заботливыми руками заведующей.
Конечный пункт маршрута семинара — Свяціца. Председатель Свяціцкага сельисполкома Светлана Юрасёва сообщила, что в селе проживает примерно 900 человек. Самобытная деревня, здесь свои обычаи и традиции. Хотя программа семинара и не уроков-социализма посещения выставки народного творчества, гости познакомились с ней и были поражены мастерством здешних умельцев. Наведались и в Свяціцкую СШ, которая ремонтируется перед началом нового учебного года. Что касается торгового обслуживания, его представляют три магазина (один частный). Здание, где расположился магазин райпо, имеет не слишком привлекательный вид. Похоже, его начали ремонтировать (на крыльце выкладывали плитку). Но там нужны немалые капиталовложения, чтобы привести все в порядок. На пустующих площадях рационально было бы разместить магазин хозяйственных или промышленных товаров. Между прочим, ассортимент в продуктовом магазине был достаточно разнообразен, представлен товарами производителей из Бреста, Пинска, Березы, Ляхович. Товарооборот торговой точки за месяц составляет в среднем 47,3 миллиона рублей.
При подведении итогов работы семинара с отчетом выступил председатель правления райпо Василий Некрашевич, который рассказал о проблемах и перспективах потребительского общества. Многие магазины по-трабуюць ремонта, остро стоит кадровая проблема. Как отметил председатель райисполкома Дмитрий Бурдук, шагом вперед было бы четкое выполнение первоочередных задач: изучение спроса населения на товары, своевременное выполнение заявок и достаточное насыщение магазинов продуктами и товарами первой необходимости. Семинар выявил ряд вопросов, которые требуют ответов. Например, цены на некоторые продукты иногда не соответствуют их качеству, в частности, мясо-колбасные изделия Ляховичского ККП, не по сезону дорогие экзотические фрукты и привычное для нашей местности овощи.
Дмитрий Бурдук отметил, что привлечь внимание покупателей предприятия райпо могут только тогда, когда будут заинтересованы в этом и руководители потребительского общества, и работники прилавка.
Алина ЛАПІЧ.